Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является развитие творческой деятельности и творческих способностей школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике ДОУ. Технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность детей, но и разнообразить формы и методы воспитательного процесса.
Игровые технологии повышают творческую активность и развивают творческие способности дошкольников. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению информации. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы старшего дошкольника.
Развитием творческих способностей детей занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра является самоценной формой активности старшего дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали о том, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных творческих результатов является особенно важным. Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов.
Сегодня в ДОУ творческим играм уделяется немного времени, а их содержание не всегда соответствует особенностям субкультуры современного дошкольника. Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся сегодня важнейшим условием развития творчества в разных видах игровой деятельности.
Цель работы: изучение развития творческой способности детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий.
Объект исследования: процесс развития творческой способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые технологии как средство развития творческой способности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: игровые технологии являются эффективным средством развития творческой способности детей старшего дошкольного возраста в том случае, если:
-игры соответствуют интересам и познавательным возможностям дошкольников;
- игры конструируются в соответствии с содержанием темы, целью и задачами занятия;
-игровые ситуации создаются на отдельных этапах занятия, или занятие проводится в игровой форме.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
2. Дать общую характеристику игры как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия развития творческой способности детей старшего дошкольного возраста в игре.
4. Выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Описать систему работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
6. Проанализировать результаты опытно – экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические и практические.
Теоретические методы исследования: анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение.
Практические методы исследования: эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа, анализ опыта педагогов.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1.Творческая способность детей в дошкольном возрасте на психолого – педагогической основе развития
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Мир, в котором мы живем, постоянно изменяется. Стремительный рост развития информационного общества и технологий обуславливает необходимость развития и воспитания людей, которые обладают творческими способностями и креативным мышлением. Именно такие люди способны к творческому разрешению проблем. Под творческими способностями детей старшего дошкольного возраста понимают оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач. В результате этого всегда получаются оригинальные продукты, независимо от производимых действий. Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой. При этом дети всегда опираются на свой творческий замысел [4].
Новая философская энциклопедия Института философии РАН определяет творчество как единое целое способностей, определяющих качество и уровень мыслей, которые направлены на адаптацию к переменам и неизведанным условиям в наглядных, сенсомоторных, логико-теоретических и оперативно - деятельностных формах [15]. В педагогической энциклопедии отмечено, что творчество является некоторым
аспектом развития личности и относится к переходу на более высокий
интеллектуальный уровень. Это высшая форма самостоятельной деятельности и активности человека. Его оценивают
с точки зрения социальной значимости и оригинальности [15].
По мнению Е.Л.Яковлевой и Е.В. Котовой, реализация человеком собственной индивидуальности, и есть творчество [18]. В.А. Борзова определяет творчество как взаимодействие, которое ведет к развитию [10].
Д.Б. Богоявленская, С.В. Максимова и В.А. Петровский считают
творчество проявлением неадаптивной активности субъекта, то есть, желание выдвигать оригинальные познавательные задачи, стремиться расширить границы, развертывать внутренние возможности и др. [15].
Творческое мышление помогает человеку справиться с различными жизненными обстоятельствами. В дошкольном возрасте любые изменения в психике ребёнка происходят достаточно стремительно. В психике ребенка практически постоянно появляются новые образования. Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. Л.С. Выготский относил к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет [9]. При этом он всегда отмечал значимость данного периода в развитии психики ребенка.
М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяла:
1. Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет).
2. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
Она обращала внимание на активное развитие психики ребёнка в данном возрастном периоде. В дошкольном детстве происходит процесс расширения и обогащения запаса различных психических связей. В этом возрасте ребенок активно приобретает определенную произвольность действий, возникающих под воздействием активного педагогического влияния. На основе постоянно приобретаемых новых знаний старший дошкольник способен осуществлять всё более осмысленные действия. При этом он формирует положительные рефлексы, первичные, вторичные и др
Дошкольный возраст является самым игровым периодом детства. О том, что ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, писали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др. В игровую деятельность ребенок уходит полностью [15].
Главная потребность ребенка - старшего дошкольника заключается в адаптации к миру взрослых людей. Ребёнок испытывает постоянное стремление подражать взрослым. У ребёнка практически всегда присутствует противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Это противоречие движет ребёнком и заставляет его осваивать новые сферы игровой деятельности. Это, несомненно, развивает его творческую активность. Созданные ребёнком в игре модели, являются отражением выявленных взаимосвязей между предметами и людьми. Такого рода постановочная деятельность дает ребенку возможность через действие постигать усвоение многих социальных норм, принятых в обществе и развивать его творческие способности.
В игре, и иных видах продуктивной деятельности, в частности, рисовании, конструировании, лепке и др., происходит знакомство ребенка со свойствами самых разнообразных предметов. При этом активно развиваются его восприятие, мышление, воображение. У ребёнка часто присутствует желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложений взрослых. Об этом писал Д.Б. Эльконин и называл подобного рода процессы новообразованиями раннего возраста [29].
Восприятие старших дошкольников позволяет им хорошо видеть, слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи, звуки и др. Память дошкольника выступает важнейшей характеристикой его познавательного развития. Развитие памяти здесь зависит от специфики деятельности ребенка. Один и тот же материал может запоминаться по-разному в зависимости от роли, которую он выполняет. При коллективных играх или организованных занятиях старший дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в ней.
Достаточно большое и заметное значение имеет непосредственное поощрение дошкольника со стороны воспитателя или родителя. Если действия ребёнка одобряют, он старается ещё больше и это также ведёт к развитию его творческих способностей. Организация правильной воспитательной работы может оказать решающее влияние на развитие произвольности процессов памяти, что тоже повлияет на развитие творческих способностей ребёнка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
3. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
4. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
5. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
6. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
8. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
9. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
10. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности детей / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 06.03.2023).
13. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 06.03.2023).
14. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
15. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 06.03.2023).
16. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 06.03.2023).
17. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии [Текст] / Ю.А. Клепалова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. – 256 с.
18. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
19. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 06.03.2023).
20. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 06.03.2023).
21. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
22. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
23. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 06.03.2023).
24. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. [Текст] / Т.Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2000. – 208 с.
25. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
26. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
27. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 2006. – 300 с.
28. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
29. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.